Домашнее визитирование

⇒ ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНОЙ УСЛУГЕ «ДОМАШНЕЕ ВИЗИТИРОВАНИЕ» ⇐

Актуальность технологии: В Красноярском крае проживает 12,6 тысячи детей-инвалидов. Ежегодно наблюдается прирост числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).

В связи с этим одной из первоочередных задач реабилитации детей-инвалидов, имеющих выраженные ограничения жизнедеятельности, является их социальная адаптация: обучение навыкам самообслуживания, ориентация в окружающем мире, развитие способности жить самостоятельно, насколько это возможно. Для решения данных задач внедрение технологии домашнего визитирования позволяет обеспечить эффективную комплексную помощь детям и подросткам-инвалидам, а также воспитывающим их семьям в домашних условиях.

Технология домашнего визитирования позволяет приблизить обслуживание к месту жительства семей с детьми-инвалидами, что обеспечивает снижение «порога доступности» для получения качественных социальных услуг. Внедрение данной социальной технологии в работе позволит организовать социальное обслуживание большего количества детей с ОВЗ, а также вовлечь родителей в процесс взаимодействия по вопросам реабилитации, осуществления семье поддержки с целью сохранения социального статуса, полноценной жизни, адаптации в обществе.

Цель: Реабилитация (абилитация) детей в домашних условиях и постепенная интеграция их в социум.

Задачи:

  1. Социально-психологическая и социально-педагогическая помощь детям-инвалидам в домашних условиях;
  2. Обучение родителей приемам ухода за ребенком-инвалидом, методам его развития и воспитания в домашних условиях;
  3. Включение родителей в процесс реабилитации и адаптации ребенка.

Целевая аудитория:

  • семьи, воспитывающие детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
  • дети-инвалиды;
  • дети с ОВЗ.

Краткое содержание:

Домашнее визитирование – технология социально-психологической работы с семьей, способная обеспечить квалифицированную надомную медицинскую, социально-педагогическую и социально-психологическую помощь ребенку-инвалиду и родителям. Технология подразумевает выход (визит) специалиста или специалистов в семью, обеспечивающий адресную социальную, психолого-педагогическую помощь родителям и детям в привычных для них условиях, направленную на восстановление функционирования семьи и ее успешную социальную интеграцию.

Технология домашнего визитирования позволяет специалистам, работающим со случаем, иметь более четкое и наглядное представление о том, в каких условиях живут семья и ребенок, какие существуют проблемы и конфликты, а следовательно, сделать вывод о том, какие виды помощи необходимо в данном случае предоставить. Домашние визиты могут стать частью мониторинга ситуации в семье, позволят фиксировать положительные или негативные изменения. Домашнее визитирование необходимо также, когда семья находится уже    на крайней стадии кризиса и нуждается в экстренной помощи,   но сама по разным причинам не обращается или не попадает в систему социальной защиты. В таких случаях, как правило, сигналы о наличии проблемы поступают со стороны соседей, знакомых или родственников семьи. Функции оценки, мониторинга и контроля должны дополняться функцией семейной терапии на дому, которая может быть включена в программу комплексной работы с семьей. Работа с семьей и ребенком в среде, в которой они живут, может стимулировать развитие адаптационного семейного потенциала и разрешение конфликтов.

Механизм реализации (формы и методы):

Алгоритм применения технологии «Домашнее  визитирование»:

1. Первичный визит, который проводится в начале учебного года и предполагает:

  • построение отношений с семьей;
  • получение согласия родителей на работу специалистов с семьей;
  • заполнение карты домашнего визитирования (социальный паспорт семьи) с обсуждением вопросов, вызывающих озабоченность родителей.

2. Последующие визиты включают в себя:

  • оценку состояния развивающей среды, организацию игровой среды;
  • сформированность навыков самообслуживания и коммуникации в домашних условиях;
  • характеристику взаимодействия ребенка со взрослыми дома;
  • выявление потребности семьи в различных социальных услугах;
  • ведение работы по плану, специалист работает с семьей и отслеживает динамику;
  • обучение родителей коррекционно-развивающим приемам в домашних условиях и участие их в процессе реабилитации ребенка;
  • заполнение «Карты домашнего визитирования».

3. Разработка примерного плана посещений семьи специалистом (количество визитов зависит от ситуации в семье):

  • составление перечня необходимых семье услуг;
  • разработка плана визитирования, установление цели работы и задач визитирования, утверждение графика посещений семьи;
  • разделение ответственности специалиста и членов семьи за результаты визитирования.

4. Завершающий визит:

  • подведение  итогов визитирования;
  • принятие решения о продлении или прекращении визитов.

Результативность (критерии и показатели):

Показатели количественные:

  • численность семей с детьми-инвалидами, охваченных домашним визитированием;
  • количество домашних визитов;
  • количество проведенных коррекционно-развивающих занятий;
  • количество проведенных консультаций;
  • увеличение числа родителей, применяющих приемы коррекционной работы с ребенком в домашних условиях;
  • увеличение количества семей, вовлеченных в различные виды деятельности (родительский клуб, культурно-массовые мероприятия и т.д.).

Показатели качественные:

  • удовлетворенность качеством социального обслуживания;
  • результаты коррекционно-педагогической работы (динамика в развитии ребенка, уровень включенности родителей и других близких взрослых в коррекционно-развивающий процесс);
  • применение полученных знаний и умений в повседневной жизни семьи (выполнение рекомендаций специалистов; организация конструктивного игрового взаимодействия родителей с ребенком, учет его возрастных, психологических особенностей развития; создание «ситуаций успеха», в которых ребенок чувствует себя успешным в том или ином виде деятельности);
  • качественное изменение взаимоотношений в семье;
  • наличие положительных отзывов.

Ожидаемый результат:

Улучшение активности ребенка-инвалида, частичная адаптация, умение совершать простые действия и самостоятельно себя обслуживать (полностью или частично). Овладение родителями методами обучения ребенка-инвалида навыкам самообслуживания.

Просмотров: 996. Обновлено: 23.12.2021

Обсуждение закрыто.