Социальный контракт

В Красноярском крае с 2021 года появилась новая форма государственной

поддержки малоимущих граждан.

Социальный контракт – это соглашение, которое заключается между малоимущей семьёй или малоимущим одиноко проживающим гражданином и органом социальной защиты населения.

Цель поддержки – стимулирование её получателей к активным действиям по преодолению трудной жизненной ситуации, а обязательное условие соглашения – это эффективность. То есть, заключая контракт по одному из четырёх направлений (поиск работы, организация своего дела, переобучение или прохождение стажировки, ведение личного подсобного хозяйства) государство выделяет человеку средства для того, чтобы в дальнейшем он мог самостоятельно обеспечивать себя и свою семью. Таким образом, социальный контракт в качестве помощи предлагает «не рыбу, а удочку».

_____________________________________________________________________________________

            Для заключения социального контракта среднедушевой доход гражданина (семьи) не должен превышать величину прожиточного минимума. Величина прожиточного минимума на одного члена семьи рассчитывается индивидуально и зависит от состава семьи и места проживания.

В состав семьи при расчёте среднедушевого дохода включаются совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновлённые, братья и сёстра, пасынки и падчерицы.

ПРИМЕР: Для семьи из двух нетрудоспособных родителей и одного несовершеннолетнего ребёнка, проживающих в Дзержинском районе Красноярского края, прожиточный минимум составит:

(17392 х 2 + 16642) / 3= 17142 руб. (расчёт по состоянию на 2023 год)

___________________________________________________________________________________________________

 Полная информация о социальном контракте размещена на сайте министерства социальной политики Красноярского края https://szn24.ru/supports/sotsialnyy-kontrakt

Единый справочный телефон: 8 800 100 00 01

Право на получение государственной помощи

Имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19.11.2020 № 10-4371 “О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае”.

Определение права

Учет доходов и расчет среднедушевого дохода малоимущей семьи и дохода малоимущего одиноко проживающего гражданина для определения права на получение государственной помощи осуществляется в порядке, установленном в соответствии с  Федеральным законом от 05.04.2003 № 44-ФЗ “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации”.

Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода малоимущей семьи и дохода малоимущего одиноко проживающего гражданина для назначения им государственной помощи, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 “О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи”.

Срок действия социального контракта

  • не более чем на 9 месяцев – по поиску работы;
  • 12 месяцев – по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности;
  • 12 месяцев  – ведение личного подсобного хозяйства;
  • не более чем на 6 месяцев – по иным мероприятиям.
  • программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта.

Получатель вправе обратиться повторно за государственной помощью не ранее, чем через 12 месяцев со дня прекращения срока действия социального контракта.

 Основания для отказа

Основаниями для отказа в назначении являются:
1) непредставление документов;
2) недостоверность и (или) неполнота представленных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем заявителю (его семье) имуществе на праве собственности;
3) заявитель не относится к категории лиц, имеющих право на получение государственной помощи;
4) отсутствие у заявителя (членов его семьи) в собственности (пользовании) земельного участка, предоставленного и (или) приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства (при реализации мероприятия “ведение личного подсобного хозяйства”;
5) у заявителя или членов его семьи уже есть действующий социальный контракт.

 Уведомления о назначении/отказе

В уведомлении о назначении государственной помощи заявителю указывается срок, время и место для подписания социального контракта с прилагаемой к нему программой социальной адаптации.

В случае принятия решения о назначении государственной помощи Управление социальной защиты населения (уполномоченное учреждение) устанавливает срок для разработки программы социальной адаптации и подписания заявителем социального контракта с прилагаемой к нему программой социальной адаптации, который не может превышать 2 месяца.

В уведомлении об отказе в назначении государственной помощи указываются основания для отказа и порядок обжалования принятого решения. Одновременно с уведомлением об отказе в назначении государственной помощи заявителю (представителю) возвращаются документы, представленные им лично либо посредством почтового отправления.

Мероприятия программы социальной адаптации

Малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи, представивший заявление, может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия:

  1. по поиску работы;
  2. по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности;
  3. ведение личного подсобного хозяйства;
  4. по осуществлению иных мероприятий.

Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи, предусмотренной абзацем вторым части 1 статьи 12 Федерального закона № 178-ФЗ, в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования.

Реализация мероприятий по поиску работы.

Реализация мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.

Реализация мероприятий по ведению личного подсобного хозяйства.

Реализация иных мероприятий.

Перечень документов

  • Заявление
  • Паспорт заявителя
  • Сведения о составе семьи (паспорта всех членов семьи, свидетельства о рождении детей до 14 лет)
  • СНИЛС заявителя
  • Документы, удостоверяющие сведения о доходах за последние 3 месяца

Полный список документов надо уточнять в органе социальной защиты населения по месту жительства.

Заявление с прилагаемыми к нему документами представляется заявителем или представителем в орган соцзащиты населения по месту жительства или в МФЦ  в письменной форме лично или направляется в уполномоченное учреждение почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения.

В случае направления документов почтовым отправлением копии документов заверяются организациями, выдавшими соответствующие документы, или нотариально.                   В случае представления документов лично заявителем или представителем представляются копии документов, заверенные организациями, выдавшими соответствующие документы, или нотариально. Копии документов, не заверенные организацией, выдавшей соответствующие документы, или нотариально, представляются с предъявлением оригинала.

Уполномоченное учреждение не позднее чем через 10 дней со дня регистрации заявления с прилагаемыми к нему документами принимает решение о назначении (об отказе в назначении) государственной помощи либо о проведении дополнительной проверки (комиссионного обследования) представленных заявителем сведений о доходах заявителя (его семьи) (если возникает необходимость проведения такой проверки (комиссионного обследования), а также направляет заявителю (представителю) уведомление о принятом решении способом, указанным в заявлении.

В случае проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) уполномоченное учреждение принимает решение о назначении (об отказе в назначении) государственной помощи, а также направляет заявителю (представителю) уведомление о принятом решении способом, указанным в заявлении, не позднее чем через 30 дней со дня регистрации заявления с прилагаемыми к нему документами.

 Продление/расторжение социального контракта

При наличии уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, подтвержденных соответствующими документами, срок, на который заключен социальный контракт, продлевается, не более чем на половину срока ранее заключенного социального контракта.

Уважительными причинами, препятствующими выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, являются: тяжелая болезнь (беспомощное состояние), смерть близких родственников, чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, в связи с которыми получатель (его семья) оказывается неспособным (ой) надлежаще исполнить принятые при заключении социального контракта обязательства.

При возникновении уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, получатель в течение двух недель со дня наступления соответствующей причины обращается в уполномоченное учреждение с заявлением о продлении срока действия социального контракта и программы социальной адаптации, в котором указывает способ направления уведомления о принятом решении о продлении (об отказе в продлении) срока действия социального контракта (путем почтового отправления либо направления по адресу электронной почты), и прилагает к нему документы, подтверждающие наличие уважительной причины, препятствующей выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом.

Уполномоченное учреждение рассматривает заявление о продлении срока действия социального контракта и программы социальной адаптации и прилагаемые к нему документы в течение 10 дней со дня их получения и принимает решение о продлении срока действия социального контракта и программы социальной адаптации (при наличии уважительной причины, предусмотренной в абзаце первом настоящего пункта) или об отказе в продлении срока действия социального контракта и программы социальной адаптации (при отсутствии уважительной причины, предусмотренной в абзаце первом настоящего пункта). Уполномоченное учреждение направляет получателю уведомление о принятом решении о продлении (об отказе в продлении) срока действия социального контракта и программы социальной адаптации в течение 5 дней со дня принятия соответствующего решения способом, указанном в заявлении о продлении срока действия социального контракта и программы социальной адаптации.

В случае принятия уполномоченным учреждением решения о продлении срока действия социального контракта и программы социальной адаптации между получателем и уполномоченным учреждением заключается дополнительное соглашение к социальному контракту в срок не позднее одного месяца со дня принятия уполномоченным учреждением решения о продлении срока действия социального контракта и программы социальной адаптации.

Программа социальной адаптации продлевается на срок действия социального контракта.

Руководитель уполномоченного учреждения подписывает дополнительное соглашение к социальному контракту и программу социальной адаптации в срок не позднее 10 дней со дня подписания их получателем.

В случае не подписания получателем дополнительного соглашения к социальному контракту срок действия социального контракта и программы социальной адаптации не продлевается.

Уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня установления следующих обстоятельств:

  1. установление факта недостоверности представленных получателем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности;
  2. использование денежных средств, предоставленных получателю (его семье), не по целевому назначению;
  3. выезд получателя в период действия социального контракта на новое место жительства (пребывания) за пределы Красноярского края;
  4. невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в полном объеме в установленные сроки (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, подтвержденных соответствующими документами);
  5. непредставление получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации;
  6. препятствование получателем в проведении уполномоченным учреждением ежемесячного контроля за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом;
  7. прекращение срочного трудового договора (увольнение) получателя (в части прохождения стажировки);
  8. досрочное прекращение прохождения профессионального обучения или дополнительного профессионального образования (в части прохождения профессионального обучения или дополнительного профессионального образования);
  9. прекращение в период действия социального контракта индивидуальной предпринимательской деятельности по инициативе получателя;
  10. прекращение в период действия социального контракта деятельности в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход по инициативе получателя;
  11. смерть получателя или признание получателя судом недееспособным, ограниченным в дееспособности, безвестно отсутствующим (объявление умершим);
  12. потеря трудоспособности (за исключением временной нетрудоспособности) получателем (при реализации мероприятия по поиску работы);
  13. призыв получателя на военную службу, в том числе на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, осуждение получателя к наказанию в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, исключающие продолжение реализации мероприятий социального контракта.

Получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в подпунктах 2 – 4, 7 – 10, 12, а также об изменениях являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) или направляется в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения.

Оказание государственной помощи прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, предусмотренные подпунктами 1− 6, 8 – 10, 12.

Уполномоченное учреждение в течение 5 дней со дня принятия решения
о прекращении оказания государственной помощи (за исключение принятия решения о прекращении оказания государственной помощи по основанию, предусмотренному подпунктом 11 направляет получателю уведомление о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта с указанием основания для принятия соответствующего решения способом, указанным в заявлении.

Денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средства истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Осуществление контроля за исполнением условий социального контракта

Уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

Получатель ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации.

В течение последнего месяца действия социального контракта уполномоченное учреждение подготавливает заключение об оценке выполнения мероприятий программы социальной адаптации или о целесообразности продления срока действия социального контракта не более чем на половину срока ранее заключенного социального контракта.

Уполномоченным учреждением проводится ежемесячный мониторинг условий жизни получателя (семьи получателя) в течение следующего срока со дня окончания срока действия социального контракта:

по поиску работы – в течение 12 месяцев проверяется факт осуществления получателем трудовой деятельности;

по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности – в течение 12 месяцев проверяется факт осуществления получателем предпринимательской деятельности;

по иным мероприятиям – в течение 12 месяцев проверяется факт ухудшения материально-бытового состояния получателя (семьи получателя).

По результатам, полученным в ходе мониторинга, уполномоченное учреждение принимает решение о целесообразности заключения с получателем нового социального контракта.

На основании сведений, указанных в заявлении и акте материально-бытового обследования условий проживания заявителя (семьи заявителя) (в случае проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования), должностное лицо уполномоченного учреждения с участием заявителя, в отношении которого принято решение о назначении государственной помощи, разрабатывают программу социальной адаптации на период действия социального контракта, содержащую комплекс мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации, включающую в себя виды и объем указанных мероприятий, порядок их реализации.

Просмотров: 480. Обновлено: 26.07.2023

Обсуждение закрыто.